Иностранные языки

Цель (миссия) магистерской программы по направлению подготовки 550300. Филологическое образование (Иностранный язык)
Социальная роль (миссия) ООП ВПО по направлению 550300. Филологическое образование (Иностранный язык) – подготовка высококвалифицированных, конкурентоспособных на рынке образовательных услуг педагогических кадров для учреждений образования, культуры и социальной сферы в области иностранного языка.Цель программы — развитие у магистрантов личностных качеств, необходимых для осуществления профессиональной деятельности, формирование общекультурных, профессиональных и специальных компетенций в соответствии с требованиями ГОС ВПО по данному направлению подготовки и учетом сложившихся в КУМУ научных школ.

Область профессиональной деятельности выпускника.
Область профессиональной деятельности магистров – образование, социальная сфера, культура.

Магистр реализует себя в условиях государственных и негосударственных образовательных учреждений различного вида, а также в учреждениях социальной сферы и культуры в сферах деятельности, связанных с обучением иностранному языку и литературе, просветительской деятельности в области межкультурной коммуникации, а также работы по приобщению к литературному и культурному наследию стран изучаемого иностранного языка.

Объекты профессиональной деятельности выпускника
Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу магистратуры, являются обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

Виды профессиональной деятельности выпускника

Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: педагогическая; научно-исследовательская; проектная; управленческая; культурно-просветительская.

Задачи профессиональной деятельности выпускника

Магистр по направлению подготовки 550300. Филологическое образование (Иностранный язык) должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

педагогическая деятельность:

— изучение возможностей, потребностей и достижений, обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;

— организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;

— организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;

— осуществление профессионального самообразования и личностного роста;

научно-исследовательская деятельность:

— анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;

— проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;

проектная деятельность:

— проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;

— проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;

— проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;

— проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;

управленческая деятельность:

—           изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;

—           исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;

—           использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;

культурно-просветительская деятельность:

— изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;

— повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;

— проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.

Требования к уровню подготовки, необходимому для освоения магистерской программы по направлению 550300. Филологическое образование (Иностранный язык)

Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем образовании и владеть иностранным языком (английским/немецким) на уровне B2. Лица, имеющие диплом бакалавра (специалиста, магистра) и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающих наличия следующих компетенций (в соответствии с ООП бакалавриата по направлению подготовки 550300. Филологическое образование (Иностранный язык):

а) общекультурные (ОК):

— владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;

— способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

— способен логически верно строить устную и письменную речь;

— готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;

— способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

— владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;

— готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

— способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.

б) профессиональные (ПК):

 общепрофессиональные (ОПК):

 — осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;

— способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

— владеет основами речевой профессиональной культуры;

— способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

— владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;

— способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;

 в области педагогической деятельности:

 — способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;

— готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

— способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;

— готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

в области культурно-просветительской деятельности:

— способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;

— способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;

— способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;

в) специальные компетенции (СК):

— владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;

— способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке;

— умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка, способен использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций;

—           способен самостоятельно осуществлять переработку иноязычной информации для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач.

Научно-исследовательская работа

По направлению подготовки 550300. Филологическое образование (иностранный язык)

  1. Цель практики «Научно-исследовательская работа»

Обеспечение высокого уровня научно-теоретической подготовки, сбор, анализ и обобщение научного материала или усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований.

  1. Задачи практики «Научно-исследовательская работа»:
    • овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в выбранной области, представляющей научные интересы магистранта;
    • формирование умения использовать различные методы научного познания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;

— формирование умения решать научно-исследовательские задачи с учетом использования современных методов исследования;

— развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению результатов в сфере теории иностранного языка путем применения комплекса исследовательских методов;

  • овладение современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой научной проблеме;
  • формирование навыков создания научного текста с учетом его функциональных и содержательных характеристик;

— развитие навыков и умений презентации результатов самостоятельной работы в виде доклада на итоговой конференции;

  • развитие способности к расширению и углублению собственной научной компетенции;

— развитие мотивации к самообразованию и научно-исследовательской деятельности;

— углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;

— расширение представлений магистранта о специфике процедуры защиты научной работы (кандидатской диссертации);

  • формирование ценностных  и  ориентационных  мотиваций  успешной профессиональной деятельности научного работника в сфере теории иностранных языков;
  • формирование умения проектировать, организовывать, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в лингвистике с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий (включая умения эффективно использовать Интернет-ресурсы и ИКТ-технологии для решения научных задач и при выполнении конкретной научной работы).
Руководство практикой

— Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на деканов факультетов и заведующих кафедрами, осуществляющих руководство конкретным видом практики по направлениям подготовки.

— Руководителем всех видов практик магистранта назначается его научный руководитель. В обязанности научного руководителя входит постановка цели и задач практики, контроль за выполнением программ практик, а также рекомендации по написанию отчета о прохождении практики

— На местах прохождения практики организационное руководство практикой магистрантов осуществляют опытные специалисты, назначаемые руководителем данной организации.

Руководители магистерских программ:

-участвуют в разработке программ и индивидуальных заданий по практике;

-организуют и проводят установочные и итоговые конференции;

-оказывают консультационно-методическую помощь магистрантам при выполнении ими индивидуальных заданий;

-зачетные мероприятия, проводимые магистрантом, и проверяют соответствие выполняемой работы программе практики;

-анализируют отчетную документацию магистранта и оценивают их работу по выполнению программы практики;

-составляют отчеты по итогам проведения конкретного вида практики, отчитываются на заседании кафедры.

Отчеты предоставляются в отдел магистратуры в месячный срок после завершения практики.

Заведующий отделом магистратуры:

-разрабатывает основные нормативные документы по всем видам практик;

-обеспечивает организацию, планирование и учѐт результатов практики по университету;

-составляет общеуниверситетский план-график проведения практики;

-оказывает необходимое содействие выпускающим кафедрам по определению базовых учреждений;

-участвует в проведении установочных и итоговых конференций на факультетах;

-выборочно посещает уроки и другие виды занятий, проводимые студентами магистрантами;

-принимает меры по устранению недостатков в организации практики;

-контролирует оформление документации на оплату специалистов, привлекаемых к руководству практикой;

-обобщает учебно-методический опыт практики.

Общее руководство практикой осуществляет первый проректор, проректор по учебной работе и отдел магистратуры.

Права и обязанности студента-магистранта

— До начала прохождения практики, в установленные деканатом сроки, студент магистрант обязан:

-согласовать место прохождения практики и ознакомиться с программой практики на кафедре;

-посетить установочную конференцию, получить индивидуальное задание и составить индивидуальный план прохождения практики.

Во время практики магистрант обязан:

-своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой проведения практики и требованиями принимающей организации (предприятия);

-подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации (предприятия);

-проявлять инициативу в решении поставленных на практике задач и применять полученные теоретические знания и навыки.

По окончании практики магистрант обязан представить письменный отчет.

Магистрант имеет право:

-вносить предложения по совершенствованию организации практики;

-по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться на выпускающую кафедру, в деканат и в отдел магистратуры;

-самостоятельно выбрать место прохождения практики, согласовав его с руководителем магистерской программы и деканатом;

-магистрант имеет право самостоятельно искать место прохождения производственной практики. Самостоятельно найденное место прохождения практики должно быть согласовано в письменной форме с деканатом.

Во время прохождения практики и после ее завершения магистрант не имеет права

— раскрывать сведения, отнесенные компанией к служебной и коммерческой тайне.

Методическое обеспечение практики

К организационно-методическому обеспечению практики относятся:

-программа практики;

-индивидуальный план практики;

-методические пособия по организации практики.

Основным документом по организации и проведению практики является программа практики.

Программа практики по каждому направлению оформляется на все виды практик в виде единого комплекса. Комплексная программа практики разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается методической комиссией факультета, принимается Ученым советом факультета и утверждается деканом.

Программа практики должна предусматривать:

-назначение практики, ее место в системе подготовки магистров;

-цели и задачи каждого вида практик;

-структуру и содержание;

-сроки выполнения магистрантами общих и индивидуальных заданий;

-чтение лекций и проведение бесед в помощь магистрантам-практикантам;

-порядок и сроки подготовки и защиты магистрантами отчетов по практике;

-форму аттестации по практике;

-используемую литературу.

При разработке программы практики необходимо учитывать следующие требования:

-содержание практики должно основываться на анализе профессиональной деятельности будущего специалиста, выявлении основных компетенций, необходимых для овладения им соответствующих видов работ;

— возрастание уровня требований к профессиональной подготовке магистранта по этапам и видам практики;

-знания, полученные магистрантами в процессе теоретического обучения, а также умения и навыки, приобретенные на практических занятиях.

Документальное оформление практики

По итогам прохождения каждого вида практики студент-магистрант предоставляет на кафедру отчетную документацию:

  1. Итоговый отчет о прохождении практики. Отчет отражает выполнение индивидуального задания, поручений, полученных от руководителя практики и должен содержать выводы о полученных навыках и возможности применения теоретических знаний, полученных при обучении в университете. В качестве приложения к отчету должны быть представлены составленные портфолио, задачи, тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, элективные курсы, опубликованные статьи или материалы докладов. Общий объем отчета (не считая приложения) должен быть не более 15 страниц печатного текста стандартного формата А4. Технические требования к оформлению отчета такие же, как и к оформлению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). На последней странице текстовой части отчета должны стоять подписи магистра и руководителя практики.
  2. Характеристику магистранта с места прохождения практики;
  3. Дневник прохождения практики;

Темы магистерских диссертаций

Темы магистерских работа