Магистр реализует себя в условиях государственных и негосударственных образовательных учреждений различного вида, а также в учреждениях социальной сферы и культуры в сферах деятельности, связанных с обучением иностранному языку и литературе, просветительской деятельности в области межкультурной коммуникации, а также работы по приобщению к литературному и культурному наследию стран изучаемого иностранного языка.
Виды профессиональной деятельности, к которым готовятся выпускники, освоившие программу магистратуры: педагогическая; научно-исследовательская; проектная; управленческая; культурно-просветительская.
Магистр по направлению подготовки 550300. Филологическое образование (Иностранный язык) должен решать профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:
педагогическая деятельность:
– изучение возможностей, потребностей и достижений, обучающихся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы;
– организация процесса обучения и воспитания в сфере образования с использованием технологий, отражающих специфику предметной области и соответствующих возрастным и психофизическим особенностям обучающихся, в том числе их особым образовательным потребностям;
– организация взаимодействия с коллегами, родителями, социальными партнерами, в том числе иностранными;
– осуществление профессионального самообразования и личностного роста;
– анализ, систематизация и обобщение результатов научных исследований в сфере науки и образования путем применения комплекса исследовательских методов при решении конкретных научно-исследовательских задач;
– проведение и анализ результатов научного исследования в сфере науки и области образования с использованием современных научных методов и технологий;
проектная деятельность:
– проектирование образовательных программ и индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
– проектирование содержания учебных дисциплин (модулей), форм и методов контроля и контрольно-измерительных материалов;
– проектирование образовательных сред, обеспечивающих качество образовательного процесса;
– проектирование дальнейшего образовательного маршрута и профессиональной карьеры;
управленческая деятельность:
– изучение состояния и потенциала управляемой системы и ее макро и микроокружения путем использования комплекса методов стратегического и оперативного анализа;
– исследование, организация и оценка реализации результатов управленческого процесса с использованием технологий менеджмента, соответствующих общим и специфическим закономерностям развития управляемой системы;
– использование имеющихся возможностей окружения управляемой системы и проектирование путей ее обогащения и развития для обеспечения качества управления;
культурно-просветительская деятельность:
– изучение и формирование культурных потребностей обучающихся;
– повышение культурно-образовательного уровня различных групп населения, разработка стратегии просветительской деятельности;
– проектирование и реализация комплексных просветительских программ, ориентированных на потребности различных социальных групп, с учетом региональной и демографической специфики.
Абитуриент должен иметь документ государственного образца о высшем образовании и владеть иностранным языком (английским/немецким) на уровне B2. Лица, имеющие диплом бакалавра (специалиста, магистра) и желающие освоить данную магистерскую программу, зачисляются в магистратуру по результатам вступительных испытаний, программы которых разрабатываются вузом с целью установления у поступающих наличия следующих компетенций (в соответствии с ООП бакалавриата по направлению подготовки 550300. Филологическое образование (Иностранный язык):
а) общекультурные (ОК):
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
– способен анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;
– способен логически верно строить устную и письменную речь;
– готов использовать основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, готов работать с компьютером как средством управления информацией;
– способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
– владеет одним из иностранных языков на уровне, позволяющем получать и оценивать информацию в области профессиональной деятельности из зарубежных источников;
– готов использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
– способен использовать навыки публичной речи, ведения дискуссии и полемики.
б) профессиональные (ПК):
общепрофессиональные (ОПК):
– осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности;
– способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
– владеет основами речевой профессиональной культуры;
– способен нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;
– владеет одним из иностранных языков на уровне профессионального общения;
– способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания;
в области педагогической деятельности:
– способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса;
– готов включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными в обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;
– способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников;
– готов к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;
в области культурно-просветительской деятельности:
– способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности;
– способен к использованию отечественного и зарубежного опыта организации культурно-просветительской деятельности;
– способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности;
в) специальные компетенции (СК):
– владеет навыками восприятия, понимания, а также многоаспектного анализа устной и письменной речи на изучаемом иностранном языке;
– способен использовать языковые средства для достижения коммуникативных целей в конкретной ситуации устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке;
– умеет выстраивать стратегию устного и письменного общения на изучаемом иностранном языке в соответствии с социокультурными особенностями изучаемого языка, способен использовать иностранный язык как инструмент общения в диалоге культур и цивилизаций;
– способен самостоятельно осуществлять переработку иноязычной информации для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач.
По направлению подготовки 550300. Филологическое образование (иностранный язык)
- Цель практики «Научно-исследовательская работа»
Обеспечение высокого уровня научно-теоретической подготовки, сбор, анализ и обобщение научного материала или усвоение приемов, методов и способов обработки, представления и интерпретации результатов проведенных практических исследований.
- Задачи практики «Научно-исследовательская работа»:
- овладение навыками самостоятельной научно-исследовательской работы в выбранной области, представляющей научные интересы магистранта;
- формирование умения использовать различные методы научного познания в самостоятельной научно-исследовательской деятельности;
– формирование умения решать научно-исследовательские задачи с учетом использования современных методов исследования;
– развитие способностей к анализу, систематизации и обобщению результатов в сфере теории иностранного языка путем применения комплекса исследовательских методов;
- овладение современными методами сбора, обработки и использования научной информации по исследуемой научной проблеме;
- формирование навыков создания научного текста с учетом его функциональных и содержательных характеристик;
– развитие навыков и умений презентации результатов самостоятельной работы в виде доклада на итоговой конференции;
- развитие способности к расширению и углублению собственной научной компетенции;
– развитие мотивации к самообразованию и научно-исследовательской деятельности;
– углубление и закрепление теоретических знаний по дисциплинам профессионального цикла;
– расширение представлений магистранта о специфике процедуры защиты научной работы (кандидатской диссертации);
- формирование ценностных и ориентационных мотиваций успешной профессиональной деятельности научного работника в сфере теории иностранных языков;
- формирование умения проектировать, организовывать, реализовывать и оценивать результаты научного исследования в лингвистике с использованием современных методов науки, а также информационных и инновационных технологий (включая умения эффективно использовать Интернет-ресурсы и ИКТ-технологии для решения научных задач и при выполнении конкретной научной работы).
– Ответственность за организацию и проведение практики возлагается на деканов факультетов и заведующих кафедрами, осуществляющих руководство конкретным видом практики по направлениям подготовки.
– Руководителем всех видов практик магистранта назначается его научный руководитель. В обязанности научного руководителя входит постановка цели и задач практики, контроль за выполнением программ практик, а также рекомендации по написанию отчета о прохождении практики
– На местах прохождения практики организационное руководство практикой магистрантов осуществляют опытные специалисты, назначаемые руководителем данной организации.
-участвуют в разработке программ и индивидуальных заданий по практике;
-организуют и проводят установочные и итоговые конференции;
-оказывают консультационно-методическую помощь магистрантам при выполнении ими индивидуальных заданий;
-зачетные мероприятия, проводимые магистрантом, и проверяют соответствие выполняемой работы программе практики;
-анализируют отчетную документацию магистранта и оценивают их работу по выполнению программы практики;
-составляют отчеты по итогам проведения конкретного вида практики, отчитываются на заседании кафедры.
Отчеты предоставляются в отдел магистратуры в месячный срок после завершения практики.
-разрабатывает основные нормативные документы по всем видам практик;
-обеспечивает организацию, планирование и учѐт результатов практики по университету;
-составляет общеуниверситетский план-график проведения практики;
-оказывает необходимое содействие выпускающим кафедрам по определению базовых учреждений;
-участвует в проведении установочных и итоговых конференций на факультетах;
-выборочно посещает уроки и другие виды занятий, проводимые студентами магистрантами;
-принимает меры по устранению недостатков в организации практики;
-контролирует оформление документации на оплату специалистов, привлекаемых к руководству практикой;
-обобщает учебно-методический опыт практики.
Общее руководство практикой осуществляет первый проректор, проректор по учебной работе и отдел магистратуры.
– До начала прохождения практики, в установленные деканатом сроки, студент магистрант обязан:
-согласовать место прохождения практики и ознакомиться с программой практики на кафедре;
-посетить установочную конференцию, получить индивидуальное задание и составить индивидуальный план прохождения практики.
-своевременно выполнять все виды работ, предусмотренные программой проведения практики и требованиями принимающей организации (предприятия);
-подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка организации (предприятия);
-проявлять инициативу в решении поставленных на практике задач и применять полученные теоретические знания и навыки.
Магистрант имеет право:
-вносить предложения по совершенствованию организации практики;
-по всем вопросам, возникающим в процессе прохождения практики, обращаться на выпускающую кафедру, в деканат и в отдел магистратуры;
-самостоятельно выбрать место прохождения практики, согласовав его с руководителем магистерской программы и деканатом;
-магистрант имеет право самостоятельно искать место прохождения производственной практики. Самостоятельно найденное место прохождения практики должно быть согласовано в письменной форме с деканатом.
Во время прохождения практики и после ее завершения магистрант не имеет права
– раскрывать сведения, отнесенные компанией к служебной и коммерческой тайне.
К организационно-методическому обеспечению практики относятся:
-программа практики;
-индивидуальный план практики;
-методические пособия по организации практики.
Основным документом по организации и проведению практики является программа практики.
Программа практики по каждому направлению оформляется на все виды практик в виде единого комплекса. Комплексная программа практики разрабатывается выпускающей кафедрой, обсуждается методической комиссией факультета, принимается Ученым советом факультета и утверждается деканом.
Программа практики должна предусматривать:
-назначение практики, ее место в системе подготовки магистров;
-цели и задачи каждого вида практик;
-структуру и содержание;
-сроки выполнения магистрантами общих и индивидуальных заданий;
-чтение лекций и проведение бесед в помощь магистрантам-практикантам;
-порядок и сроки подготовки и защиты магистрантами отчетов по практике;
-форму аттестации по практике;
-используемую литературу.
При разработке программы практики необходимо учитывать следующие требования:
-содержание практики должно основываться на анализе профессиональной деятельности будущего специалиста, выявлении основных компетенций, необходимых для овладения им соответствующих видов работ;
– возрастание уровня требований к профессиональной подготовке магистранта по этапам и видам практики;
-знания, полученные магистрантами в процессе теоретического обучения, а также умения и навыки, приобретенные на практических занятиях.
По итогам прохождения каждого вида практики студент-магистрант предоставляет на кафедру отчетную документацию:
- Итоговый отчет о прохождении практики. Отчет отражает выполнение индивидуального задания, поручений, полученных от руководителя практики и должен содержать выводы о полученных навыках и возможности применения теоретических знаний, полученных при обучении в университете. В качестве приложения к отчету должны быть представлены составленные портфолио, задачи, тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, элективные курсы, опубликованные статьи или материалы докладов. Общий объем отчета (не считая приложения) должен быть не более 15 страниц печатного текста стандартного формата А4. Технические требования к оформлению отчета такие же, как и к оформлению выпускной квалификационной работы (магистерской диссертации). На последней странице текстовой части отчета должны стоять подписи магистра и руководителя практики.
- Характеристику магистранта с места прохождения практики;
- Дневник прохождения практики;
Темы магистерских работа